0

Спонтанная Йога

с Сергеем Сидоренко

Первая часть лекции по "Спонтанной Йоге", Москва 2012. Сергей Сидоренко            [вторая часть]

 

[1]

 

 

Всем привет!

 

Сегодня я постараюсь раскрыть вам одну из тем, которой я болею последние 15 лет.

В моей духовной практике йоги бывали кризисы, порой не хватало понимания, возникало очень много вопросов, очень много противоречий.

Каждый человек, который начинает заниматься йогой, раньше или позже получает очень хорошие, интересные опыты в своей практике. И вдруг он узнает, что и у других опыты – не хуже и, может быть, даже более интенсивные.

Тогда возникает вопрос:

- Может быть, в другом месте есть что-то, с чем я еще не соприкоснулся?

Зачастую мы считаем, что наша практика - самая полноценная, самая правильная, самая успешная и удачная. А может быть, это не так?

Задаваясь этими вопросами, я, с помощью людей, поделившихся со мной знаниями, пришел к пониманию, что такое йога вообще. Откуда она появилась. Почему в одной школе одни техники, а в другой – другие. Какая самая совершенная практика йоги. И есть ли во всем этом некое единство, или это просто теория хаоса?

Каждая практика, с которой вы столкнетесь, будет иметь две вещи: свои плюсы и свои минусы. В этом мире не бывает ничего абсолютного, любой огонь сопровождается дымом, и нет одного без другого.

- Почему та практика, которой мы с вами занимаемся, не является совершенной?

Это очень интересный вопрос, и на самом деле ключевой. Вы можете задать его не только по отношению к йоге, но и по отношению к современной медицине, к современной науке, к разным технологиям, с которыми мы сталкиваемся.

Везде есть свои недостатки. Почему они есть? Почему есть проблемы?

Потому что мысль, через которую мы к чему-то приходим, уже несовершенна, она уже ограничена, она что-то учитывает, а что-то – нет.

Например:

У вас проблема, появились прыщики на теле или, например, на носу. Они вызваны нарушением пищеварения. Вы стали пить лимонную водичку, начали практиковать йогу и они у вас прошли.

Получив хороший опыт, вы делитесь им с другими людьми и рекомендуете им заниматься такими же упражнениями и пить лимонную воду.

Но у других людей может быть иная ситуация. У них тоже есть прыщики, но они вскочили не потому, что люди кушали неправильно, у них прыщики оттого, что тело не справляется с выведением токсинов (например, у женщин раз в месяц). А у кого-то например, прыщики от того, что он пытается соблюдать брахмачарью. То есть проблема одинаковая, но вызвана она разными причинами.

Нам кажется, что если мы решили свою проблему определенным образом, то этот рецепт поможет и другим. Они применяют его – но он не работает.

Или например:

Человек приходит к доктору и говорит:

- Я стал вегетарианцем, начал практиковать йогу.

Доктор отвечает:

- И вот, пожалуйста, результат - у тебя пониженный гемоглобин. Нужно есть мясо, чтобы гемоглобин повысился.

Человек обращается ко мне:

- Почему у меня понизился гемоглобин, и что с этим делать?

Я задаю ему вопрос:

- А ты кофе пьешь?

- Да, обожаю кофе и минералку.

- Вот, меньше кофе, меньше минералки.

Кроме того я даю другие рекомендации по питанию, совсем несложные. И уровень гемоглобина повышается безо всякого мясоедения.

Понимаете? Каждый человек смотрит со своей колокольни. Ага, бывают прыщики по этой причине, по другой и по третьей. Надо понять, по какой у конкретного человека. А что, если там есть четвертая, пятая, шестая причина? В конечном итоге, всегда, когда мы работаем с самим собой или с другими людьми, мы действуем "на ощупь".

Попало? Нет, не попало. А вот сейчас – попало. Сработало.

Понимаете?

Конечно же, у нас взвешенное решение. Стреляя по воробьям, мы целимся туда, где слышим чириканье. Зачем стрелять туда, где не чирикают? Метимся в ту сторону, где больше шансов попасть.

Наше сознание несовершенно, наш ум несовершенен. И любая практика, к которой мы будем подходить через призму нашего ума, будет всегда несовершенна. Поэтому вы, приходя на разные занятия по йоге, должны понимать, что у каждого преподавателя будет что-то хорошее и всегда что-то, что не понравится.

И тогда возникает вопрос: а что, собственно говоря, такое - йога?

Если вы откроете первоисточники йоги, например, «Бхагаватгиту», посмотрите, что там написано. «Йога - точность в действии». Понимаете, в ней нет лишних движений. Зачастую мы замечаем: чтобы дойти туда, куда нам надо, мы сначала идем в одну сторону, затем в другую, движемся зигзагами. А йога - это прямой путь, это срезание всех углов.

Каким образом это соотносится с тем, чем мы занимаемся? Когда человек задается этим вопросом, он начинает приходить к одному простому выводу: «Та йога, о которой говорят первоисточники, каким то невидимым образом, немного отличается от того, чем занимаюсь я». И вот когда это сомнение появляется у нас в сознании, к нам начинает приходить информация, из первоисточников, что есть две формы йоги: есть высшая и есть низшая ее формы.

Низшая форма йоги имеет очень большое значение: она нужна для практикующих. Но она неизбежно принимает окраску нашего ума. То есть это та йога, которая фильтруется через наши концепции, через наши представления, желания и амбиции.

Есть другая йога, которая оптимальна и совершенна, которая не зависит ни от каких концепций, ни от каких наших представлений о том, что хорошо и что плохо, и как двигаться дальше. Такая, высшая йога, не зависит также от нашего тела, от его заболеваний.

Часто люди спрашивают у меня: можно ли прийти на практику, если, к примеру, травмировано колено или спина. Я говорю им: если вам и нужно прийти на какую-то практику, то именно сюда. Потому что все другие практики находятся рамках человеческих концепций. А человек всегда прибывает в двойственности хорошего и плохого, нужного и ненужного, правильного и неправильного. Это все признаки низших форм йоги. В высшей форме йоги такого нет.

Почему? Потому что человек в высшей форме йоги не является действующим.

[наверх]

[2]

 

В первоисточниках, например в Бхагавадгите, объясняется, что мы не являемся действующими. В одном из стихов Кришна говорит: «Введенная в заблуждение душа считает себя совершающей действия, хотя в действительности они выполняются тремя модусами природы: Сатвой, Раджасом, Тамасом».

Я часто читал этот стих и думал: интересно, как это так? Как понять, что это не я действующий?

И именно спонтанная йога позволяет человеку получить прямую реализацию этого аспекта, для остальных он является неким таинством. Во всех первоисточниках: Багавадгите, Хатха-йога Прадипике, в Йога-сутрах, в Пуранах, - объясняется существование всего лишь одной йоги. Не существует двух йог, есть только одна йога, а все остальное, что мы разделяем, когда встречаемся с разными названиями - это описание разных этапов одного и того же процесса.

Прочитав книги по йоге, человек думает: сначала надо заниматься телом. Ага, телом занимаюсь давно, должен справиться с этим. Так, что там дальше, после занятия телом? Надо заниматься медитацией. Понятно. И Хатха Йога тогда должна привести меня к Раджа Йоге. Соответственно, пора мне переходить на Раджа Йогу.

Каждый человек на пути йоги рано или поздно (кто-то через 15 лет, кто-то через 3 месяца) понимает, что пора двигаться дальше.

Но ни в одном первоисточнике не сказано, сколько времени вам нужно для того, чтобы перейти на следующий этап. По одной простой причине: когда это происходит, это происходит само по себе, спонтанно. Спонтанная йога является источником всех техник.

И тогда возникает вопрос: а что такое «спонтанно»?

Существуют разные представления о том, как это.

Например: вы пришли, расстелили коврик, и вам захотелось потянуть шею. Это спонтанно? «Конечно, спонтанно, меня же никто не заставлял, я сам это сделал». Хорошо, вы потянули шею, потом начинаете прогибаться. «Ой, как здорово, может, я сегодня в мостик встану с положения стоя? Надо попробовать»,- подумали вы, прогнулись, упали, поломали спину, позвонок или свернули шею. Прачевный результат «спонтанности».

На самом деле, когда мы говорим, что какое-то действие является спонтанным, это означает: мы находимся под движением праны, под ее руководством. Это та самая прана, что движет Солнцем, точно по его орбите. Та прана, которая отвечает за Луну, за звезды, за все, что происходит на Земле, за все эти круговороты, которые возникают вокруг нас. Та прана, благодаря которой стучит наше сердце. Та прана, которая движет в нашем теле кровь, пищу и все прочее. Ведь по большому счету мы не имеем сознательного доступа к этим процессам.

И эта же самая прана может отвечать за нашу практику йоги.

Представляете, о чем сейчас идет речь? Каким совершенным образом движется кровь по нашей системе? Там нет ошибок.

А если вдруг они возникли?

Это означает, что мы что-то не так стали делать. Мы не так стали думать, действовать, мы неправильно питаемся, нас кто-то ударил - все что угодно. Прана здесь уже не при чем.

Если дать возможность пране двигаться в теле и не препятствовать этому, то возникнет самое совершенное движение, которое только возможно. У праны нет ошибок, нет сбоев. Йоги объясняют, что прана  - божественный разум. Мой учитель говорит:

- Прана - это защитник нашего тела.

Прана защищает наше тело. Если нам холодно, что начинается? Дрожь. Разве вы думаете: я замерз, надо бы подрожать? Нет! Прана, которая есть в нашем теле, понимает, что необходимо повысить температуру. Она устраивает эту дрожь в теле.

Если мы заболели или покушали неправильно, или еще что-то произошло - прана сразу же осуществляет в теле действия, необходимые, чтобы защитить наш организм. Для того, чтобы он был в норме. Прана - самый совершенный учитель. Прана - самый совершенный доктор. Прана - самый совершенный защитник нашего тела. Прана не пребывает в иллюзии по отношению прошлого, настоящего и будущего. Это - совершенный разум, который находится в нашем организме.

Однако имеется один нюанс. Есть прана, а есть ум.

У животных тоже есть ум, но они не могут войти в дисгармонию с праной, с природой.

А у человека есть возможность выйти за рамки гармонии ума и праны. В этом человеческая форма жизни и уникальна. Человек по достижении определенного возраста начинает понимать, что может эксплуатировать эту энергию для своего наслаждения. И он начинает это делать. Тогда происходит разделение праны и ума.

Кто-нибудь из вас читал первоисточники, в которых говорится, что через человеческую форму жизни можно достичь совершенства?

[наверх]

[3]

 

В первоисточниках говорится: если здоровый человек, у которого изначально нет гармонии между праной и умом, войдет в состояние, при котором его ум будет вести прана, то он способен достичь высшего совершенства.

Когда? Это вопрос времени, но если человек уже начал культивировать эту связь, он ее достигнет. Каким образом это происходит, я вам сейчас объясню.

Вот общая картина:

Есть душа – Атма. Из нее исходит энергия, чистая духовная энергия. Она входит в причинное тело, и порождает причинное тело. Она идет дальше, входит в ум или ментальное тело. Это тонкое тело. И когда она идет дальше, она входит в физическое тело. Физическое тело с ментальным связано через какое тело? Через праническое тело, тело праны. А ментальное и причинное тела связаны через тело разума. Это и есть пять оболочек души. Принцип очень простой – прана идет изнутри наружу.

В книгах о йоге говорится: не нужно искать бога вовне. Нужно найти его где? В себе самом. Хорошо, я прочитал об этом книгу, очень интересно. И как теперь это понять, как постигнуть бога в себе самом?

Да, я делаю ассаны, да, я делаю пранаяму, а что дальше? Я нашел бога внутри себя?

И что вообще означает вход в себя?

Вот здесь и появляется понимание связи праны и ума, это очень важный момент.

До тех пор, пока ум ведет прану, человек никогда не поймет, что бог в нем. До тех пор, пока у ума есть желания и идеи, каким образом двигать тело, каким образом приходить на занятия, каким образом общаться с людьми, каким образом кушать – и все другие концепции, до тех пор прана и будет двигаться за умом. Ум контролирует прану. Эти две составляющие всегда находятся вместе. Это все равно, что одна прямая, ум и прана. Если прана движется куда-то, то ум движется за праной. И наоборот, куда ум – туда и прана. Вот такая вот связанная цепочка.

Человек способен умом принять хорошее решение – кушать правильно и в правильном количестве, вести себя правильно. Но ум может принимать как правильные решения, так и ошибаться.

Давайте разберемся: каковы же функции ума по первоисточникам?

У ума три основных функции: думать, ощущать, желать.

Самая основная функция у ума – это желать, принимать или отвергать.

Через что ум все фильтрует? Через тело.

До тех пор, пока ум контролирует прану, сознание человека будет всегда пребывать на уровне физического тела с небольшими проблесками интересных эзотерических опытов – какую бы йогу вы не стали практиковать, какой бы подарочный сертификат не дал вам друг. Когда вы приходите на занятие, в том числе лекцию Сергея Сидоренко по спонтанной йоге,– это будет йога, в которой прана находится под контролем ума. Понятно это?

Когда ко мне на практику приходят люди, я своим умом пытаюсь чувствовать движение праны и таким образом провожу занятие.

Поскольку я делаю это через свой ум, у меня занятия получаются разные. Понимаете, почему? Потому что это ум решает, как проводить, что давать. Я решаю, основываясь на чем? На своей концепции, на своем опыте, на своем общении, на том настроении, в котором я пришел. Так или иначе, все это влияет на ум, и потом он уже решает, каким образом подвести человека ближе к какому-то состоянию. Надо заметить, что иногда расстояние между умом и праной очень маленькое.

Итак, до тех пор, пока ум контролирует прану, сознание на физическом уровне. Вхождения в себя не происходит. Любое состояние на уровне физического тела не может по своей сути называться йогой. Если у человека нет пранического движения – это не йога. В первоисточниках это называется «йога с желанием», или Сакама Карма йога.

Фактически, когда человек практикует духовную жизнь, основываясь на своем уме, - это называется «йога с желанием». Предназначение такой йоги двоякое. Человек с помощью практики своего ума должен осуществить две задачи:

Первая задача – это очистить свое тело.

Вторая задача – это насытить тело энергией, праной.

Энергии должно быть очень много. Эта та задача, которая ставится в волевой практике. Без хорошей, серьезной подготовки через свой ум человек не может войти в спонтанную йогу. И даже если он войдет в спонтанную йогу, опыт, который он получит, будет незначительным, слабым. Именно поэтому продвинутые реализованные йоги каждому человеку, который к ним приходит, дают методы. Что такое продвинутый реализованный йог? Я сейчас говорю не о тех, кто уже достиг совершенства, я говорю о тех, кто серьезно продвинулся в своей  практике, в садхане. Это йоги, у которых уже произошли очень многие спонтанные вещи. Такой йог понял природу атмы, он понял движение праны, он ощутил, каким образом она взаимодействует с физическим телом. И поскольку он знает это, то когда к нему приходит человек и просит научить, – йог дает ему метод.

Если человек хочет продвинуться, ему нужен правильный метод подготовки. Правильный метод подготовки – это метод, в котором расстояние между умом и праной минимально. Метод, в котором они наиболее гармоничны друг с другом. Когда человек в таком гармоничном состоянии начинает практиковать, возникает серия эффектов, приводящих к очищению. Возникает увеличение тока праны. И какие бы вы школы не взяли, айенгаровскую или какую-нибудь такую типа Аштанга Йоги – все эти практики призваны усиливать ток праны и очищать тело. Часто возникают споры: какая школа все-таки лучше? Нужно или нет практиковать виньясы? Куда втыкать большой палец ноги и сколько минут его там держать? Самое интересное, что и эта техника, и та, если вы посмотрите по эффектам, очищает тело и насыщает его энергией. Любой, кто станет практиковать, получит оба эти опыта. И сравнить, что более эффективно, каждый сможет только сам для себя.

 

Кстати, а как много времени уйдет на подготовку тела, как вы думаете? Правильно, по-разному. От чего это зависит? От того, например, насколько оно было зашлаковано.  Скажем, если человек в 60 лет начал практику, а до этого всю жизнь пил, ел жареное мясо, ему почку отрезали, печень посажена и т.д. – конечно, времени на очищение тела и насыщение его энергией у него уйдет много.

Время подготовки зависит также и от того, как часто мы занимаемся. Самостоятельно либо с преподавателем. Сколько времени уделяем занятиям. Насколько они для нас эффективны. И, конечно, питание – очень важный момент. Что мы едим, то получаем на выходе. Если человек правильно питается, его тело не пахнет резко, даже если он не принял душ.

Еще один ключевой фактор – общение, особенно с противоположным полом, потому что секс – это очень большая праническая растрата. Йоги говорят: если ты хочешь наиболее эффективно и в самые оптимальные сроки продвинуться в  подготовительной стадии, то есть очистить свое тело и насытить его энергией, – тебе необходимо выстроить крепость из ям и ниям. Они позволят максимально быстро перейти на следующий этап подготовки.

Итак, вы дошли до того, что ваше тело стало чистым, сильным, вы им владеете. Вы достигли в этом определенного, пика. Что дальше?

А дальше, если у человека нет должного руководства, каким образом входить в спонтанную йогу, то он в лучшем случае останется на этом пике. А в худшем задастся вопросом: а зачем вообще это все нужно? Я соблюдаю строгую диету, и что мне это дает? Может, покушать чего-то «неправильного»? Я ограничил общение. А ради чего? Да, у меня есть энергия, у меня есть сила. Я должен использовать ее. Я хочу ее использовать. Но не знаю как. И вот в этом очень большая опасность в йоге.

[наверх]

 

[4]

 

Когда у человека есть прочная связь между умом и праной, и ток праны очень силен, человек начинает наслаждаться этим состоянием. Находясь в состоянии наслаждающегося, он спокоен, как несколько слонов. При этом сам он может резко сказать что-нибудь, так что у другого человека сердечко застучит. Он наслаждается своей силой. Если у него нет движения дальше, он начинает эксплуатировать своим умом накопленную энергию. Укрепляя таким образом господство ума. Человеку порой очень сложно преодолеть этот рубеж и продвинуться дальше в своей личной практике. Трудно оставить это господство и перейти в спонтанные формы йоги.

Да, это действительно непростая задача. Поэтому продвинутые йоги говорят, что в практике нужно быть очень открытым. Не считайте, что вы достигли совершенства и никогда не думайте, что вы уже все окончательно знаете, и ваше мнение на сто процентов точно. Как только мы попадаем в зависимость точного, однозначного мнения на какую-нибудь тему, есть шанс, что мы застрянем и не сможем двигаться дальше, когда у нас появится такая возможность. Теперь понятна проблема пика, когда мы его достигаем?

Почему, когда человек достигает пика, рекомендуется осуществлять практику под руководством опытного наставника. Потому что опытный наставник видит: этот человек готов. Но он не может двигаться дальше. Ему необходимо дать метод для перехода на следующий этап. Если человек пришел к следующему этапу, и не знает, куда идти дальше – он начинает затормаживаться там, где остановился. И получает не самый позитивный опыт в практике. Кстати, именно на этом этапе часто становятся преподавателями йоги: «Мне сказали, если ты хочешь двигаться дальше, ты должен передать то, что у тебя уже есть, другим. Это твоя реализация...» Но это так, к слову.

Теперь у нас возникает вопрос следующего характера. Что такое уже практически спонтанная йога? Как было сказано, волевая йога, любая йога, любая медитация которую мы осуществляем волевым образом, протекает через желание. Наверняка кто-то из вас садился в позу лотоса, пытался медитировать, пытался думать о том, что не нужно ни о чем не думать. Но ведь это уже мысль, это уже воля. Следовательно, это волевая практика. Кто-то пытался вообще не пытаться даже ни о чем не думать? Вы тоже пытались? Такой бред иногда в голове появлялся...«Не думайте о зеленой обезьяне…Сосредоточьтесь больше на позитиве, сосредоточтесь больше на негативе...» Это все игра словами.

Смысл в том, что каждый раз, когда вы садитесь медитировать, вы будете сначала думать о том, чтобы сесть в лотос. Кто-то из вас спросит себя: "Ну, когда я наконец сяду в лотос?" Кто-то из вас подумает:"А вот когда-то я не мог сидеть в лотосе, а сейчас спокойно сижу!" Понимаете? Это первая мысль. Вторая мысль, что не нужно ни о чем думать или нужно думать о чем-то, направить свой мысленный взор на божество, на мантру. Это опять желание. При перечислении мантр, мы думаем о том, что это нужно повторять. А потом, например, вы сосредоточились на своей сахасраре, почувствовали, что она стала шевелиться. Здорово! Вы думаете: "О, сахасрара шевелится, но вот коленям-то больно!" Потерпеть или прекратить? Возникла уже другая форма желания. То есть опять – волевая форма практики. Потом вы думаете о том, что сахасрара у вас раскрылась, чувствуете, что вы уже немножко устали думать о сахасраре, пора опускаться на следующую чакру, на проработку остальных: «На сахасраре я сидел десять минут – это понятно, это центр Бога! На следующим центре, ну не больше десяти, а может и вообще максимум три. А потом на анахате. Сколько на анахате? Конечно же раскрытие сердца – это важно, но у меня с сердцем все в порядке, одной минуты достаточно. Ладно, не пойду дальше, пора выходить, колени болят».

Каждый раз, когда человек медитирует, сколько бы он это не делал, даже регулярно изо дня в день увеличивая время медитации, он раньше или позже придет к простому выводу: медитирование – это тяжелая работа. И от этой тяжелой работы каким-то образом хочется избавиться. Понимаете, да? Я сейчас не говорю, что любая медитация, в которую вы погрузитесь,– это плохо. Я говорю, что любая медитация будет носить все тот же физический, волевой характер. Йога волевого характера никогда не даст человеку тех состояний и практических опытов, которые описываются в первоисточниках. Сколько бы вы их ни читали, эффектов этих вы не получите никогда.

– И что же тогда, не делать этого всего?

– Делать нужно все, но это называется "уровнем тела". Даже если вы рассказываете о душе, о погружении в себя, о каком-то своем необычном опыте. Да, он иногда бывает, когда прана отходит от физического тела на более глубокие слои. Это такое откровение, которое вы никогда не забудете в жизни. Но все эти опыты очень ограничены. И неполноценны.

Однажды один человек сказал мне: «Слушай, ты все еще Хатха йогой занимаешься? Да ты застрял в каменном веке! Я понимаю, в 1988 году, когда ты начал практиковать. Железный занавес и все такое... А вот сейчас такие техники необыкновенные появились. Там такой-то доктор придумал вообще свою религию, почему бы тебе не попробовать? Он уже учел все опыты йоги. Приходи к нему! Это – новый этап!»

С чем бы вы не столкнулись «новым» – это просто-напросто кто-то сел, записал свои мысли, они ему понравились. И по карме у него есть сила убеждения. Он начал убеждать, появились последователи, это пошло дальше...

Однако любая волевая форма йоги несет всего лишь ограниченный опыт. Какая бы она ни была и как бы ни называлась.

А спонтанная? В некоторых случаях спонтанная йога может возникнуть сама, когда человек находится на пике и искренне стремится выше, дальше к совершенству. У многих людей, которые серьезно практикуют больше 5, 7 лет, бывают спонтанные опыты, но, как правило, преподаватель им говорит: ты чего творишь, негодник? Это ученику как обухом по голове...

 

[наверх]

[5]

 

Спонтанная йога возникает тогда, когда прана, находящаяся в связке с умом, вдруг становится сильнее ума. И когда прана становится сильнее ума, то первое, что она делает – отходит от физического тела. Как только это произошло, она начинает свою активность в праническом теле. В этот момент у человека возникает ощущение, что его тело само начинает что-то делать. Очень специфичное ощущение, и большинство из вас с ним знакомо. Когда мы ложимся спать, например.

Кто-нибудь может волевым образом заснуть? Засыпание не может произойти волевым образом – это ключевой момент. Засыпание происходит только спонтанно. Есть такое заболевание, бессонница. Человек хочет уснуть, но не может, его воля тут бессильна.

Когда мы начинаем засыпать, то, бывает, дернется рука, нога, или вдруг подкинет. Или, например, в шавасане: лежите, прошло 7-8 минут и раз – передернуло. Бывало такое? Вот это и означает, что прана отошла от тела и перешла на следующий уровень. То есть в теле возникают спонтанные движения.

Никто не думает, когда спит, на какую сторону переворачиваться. Вы можете решить, на каком боку вам лучше засыпать. Некоторые говорят, нужно не спать, а в шавасане полежать часов шесть, не потеряв осознанности, потом встать и продолжать свои дела. Но это просто непонимание того, что сон протекает спонтанным образом, и поэтому он самый эффективный. Выберете для себя положение при котором заснуть, а потом тело само перевернется в оптимальное для сна положение. И вы не можете это контролировать. Если вы будете это контролировать, то будет снижаться качество сна. Почему? Потому что в этот спонтанный процесс будет снова привноситься УМ.

К чему я сейчас вам это рассказал? А к тому, что точно так же, как дергается нога, когда засыпаете, или когда вы лежите, и вдруг вас передернуло – так бывает и при выполнении асан. Бывало ли у вас такое: вы стоите в асане, и вдруг вас начинает вести куда-то, двигать. Или делаете пранаяму, и вдруг вас как будто кто-то взял за голову и вытянул. Что это такое? Это прана, которая начинает спонтанным образом становиться более активной и берет под контроль физическое тело.

Сейчас я раскрыл вам всего лишь маленький аспект того, что у нас бывает, когда прана полностью берет контроль над умом. В этом случае физическое тело начинает совершать разные движения, и некоторые из них могут быть немного странными. Что происходит? Как только прана обретает полный контроль, она сразу же начинает «бить» в самые проблемные места в теле, потому что, как мы с вами уже говорили, прана – это защитник нашего тела. Прана мгновенно начинает атаковать, идти в то место в теле, где самые большие проблемы.

Ты думаешь, что у тебя проблема в том, что ты в лотос не можешь сесть, но ты можешь не знать, например, что у тебя проблема с клапаном в сердце. Прана мгновенно пойдет именно в клапан сердца для того, чтобы исцелить. Прана не поддается нашим концепциям, типа «вот бы бедра подраскрыть». Если спросить: «А зачем тебе подраскрыть бедра?», ответ, скорее всего, будет таким: «Ну как, я же занимаюсь в группе, где 30 человек, так вот, чтобы они видели, что я тоже могу. А то как-то стыдно, сколько уже хожу...»

У нас есть концепции, что, как и где делать, но у праны есть очень точное знание нашего тела и того, какие в нем самые большие проблемы. И первое, что делает прана – исцеляет наш организм. Когда она исцелит организм, и он станет функционировать должным образом – что будет делать прана? Правильно, она начнет очищать его еще больше.

Первая задача праны, которая высвобождена из под контроля ума, – это оптимальным образом очистить физическое тело. До тех пор, пока физическое тело и праническое тело не очищены, не произойдет вхождения праны в ментальное тело. Пока у человека очень много загрязнений в теле, он даже не сможет начать спонтанную практику по той простой причине, что нечистоты не пустят его в спонтанное движение. Они будут удерживать его, и прана не сможет выйти из-под контроля ума. Нечистоты удерживают прану вовне. А внешнее тело связано с умом. Но когда физическое тело становится более чистым, то тогда у праны появляется доступ на более глубокий, на пранический уровень. И вот в этом состоянии, когда прана становится сильной и выходит на пранический уровень, физическое тело начинает осуществлять то, что в йоге называется крией.

Много чего можно назвать крией, но изначально крия – это то, что происходит спонтанно у человека, когда он высвобождает прану из-под контроля ума.

[наверх]

 

 

[6]

 

Многие люди не понимают, как вообще возможно, чтобы тело начало само осуществлять движения. Это сложно понять до тех пор, пока у вас нет подобного практического опыта. Это то, что называют "таинством йоги".

Вы можете сколько угодно говорить о нем, писать, но оно останется «открытым секретом». Вне зависимости от того, сколько мы будем читать и обсуждать его – это останется непонятным, пока не произойдет с нами. Когда возникнет движение праны, а ум, привязанный к физическому телу, просто смотрит на это со стороны, на это   как на сказку. И лишь через 6 месяцев или через год (у каждого по-разному это происходит) ум начинает выходить на пранический уровень, то есть прана теперь движет им.

 

Какое-то время ум сосредотачивается на физических признаках. А когда это перестает уже быть чем-то удивительным и особенным – то ум отрешается от этого опыта и тогда только замечает, что находится на праническом уровне. На этом уровне человек осознает, каким образом асаны связаны с праническими токами в теле. На этом уровне появляется прямое восприятие токов праны в теле. Считается, что только с этого уровня начинается обучение йоге. Если преподаватель сам не достиг этого уровня, то его грамотность ограничена книгами, курсами. Понимаете? Он обладает расширенным кругозором, но не прямым опытом.

Прямой опыт в йоге – состояние вхождения в себя, когда прана начинает свое движение. Именно с этого уровня  начинается йога. Прана действует независимо от концепций. Русский ты или индус, практикуешь в России или в Индии, хороший ты или плохой, нужно тебе это или не нужно, по твоему мнению, – прана самым оптимальным образом делает самые оптимальные вещи. С этого момента начинается йога, самая первая ее ступень. Всё, что до этого этапа, называется подготовкой к йоге.

 

Теперь теоретически понятно, что такое спонтанная йога?

Спонтанная йога сводится к тому, чтобы прийти, сесть на коврик, и выполнить техники по ослаблению контроля ума над праной, а дальше прана начинает действовать сама. Если человек выполняет техники, и такого не происходит – это означает, что ему необходимо дальше продолжать готовиться к спонтанной практике через волевые усилия.

Мы сейчас с вами рассмотрели теоретически момент, когда прана выходит на пранический уровень, когда происходит вхождение в себя. Следующий этап, когда физическое тело полностью очищено и здорово, – начинается переход на уровень ментального тела.

Важный нюанс: насколько наше физическое тело является сейчас для нас реальным? На сто процентов. Правильно? А вот когда прана переходит на ментальный уровень, для нас стопроцентной реальностью становится наше тонкое тело, ум. Когда это происходит, то человек лишь смутно осознает свое физическое тело, он не понимает, что с ним делается – потому что сознание перешло на другой уровень.

Итак, когда физическое тело очищается, и происходит полный отток праны от него – тогда вы перестаете отождествлять себя с телом.

Я встречался с такими ребятами, которые начитались много грамотных книг, и у них были сильные аргументы за то, что они не являются физическим телом. Но это была только идея, теория. Практически человек узнает, что он отличен от физического тела, только когда он становится чистым, только когда происходит отток праны от физического тела, и когда за праной следует ум. Если ум не пребывает в физическом теле – вы перестаете отождествлять себя с ним.

 

Вы думаете, нужно поверить в то, что мы не есть это тело?

Так вот: пока в физическом теле есть заболевания и нечистоты, прана не отходит на следующий уровень. И если какой-то человек начинает вам говорить, что он больной, но это не важно, всё равно его сознание отошло на более глубокий уровень – есть вероятность того, что он рассказывает вам сказки.

Йоги очень практичные и прагматичные, они не покупаются на сказки, они спрашивают: «Как этого достичь? Вот, например, я. Моя духовная сущность отлична от этого физического тела. Скажите, как я могу это осознать? В какой практике?»

В первоисточниках практика на уровне физического тела называется «волевой» или Карма-йогой. Карма-йога – это когда человек в спонтанном состоянии находится на уровне физического тела. До этого момента – собственно, это не йога, а то, для чего существует специальный термин Сакама-карма-йога. До тех пор пока ум включен, а прана следует за ним, нету йоги. Йога начинается тогда, когда прана начинает двигать умом. Тогда и возникает йога, потому что йога – это связь с Богом. И на самом первом уровне связь с Богом – это связь напрямую с праной.

Если нет прямого движения праны, то есть не прана движет умом, а наоборот – это еще не состояние йоги. Это состояние философа, бескорыстно трудящегося человека или сентиментально развитого «бакти», преданного Господа. Это то, что называется подготовкой к йоге.

Есть разные пути и методы, которые делают человека готовым к вхождению в состояние йоги. Когда возникает состояние йоги – тогда начинают происходить спонтанные явления. У человека могут проявиться разные эффекты. Я сейчас не буду говорить о них подробно. Это мы будем с вами уже на практике обсуждать. Сейчас я лишь скажу, что есть очень много всевозможных эффектов, которые могут с вами происходить, и вы к этому не будете прилагать никаких усилий. Например вы все знакомы с понятием «мудры руками». Есть тысячи, сотни тысяч разных мудр, и каждая связана с определенным замыканием пранических токов . Вас могут научить мудрам и сказать даже, как движется в них прана и для чего она нужна. Но когда человек начинает практиковать спонтанно, мудры могут проявляться сами по себе. Это необходимо для того, чтобы энергия в теле была направлена соответствующим образом. Начинаются спонтанные движения головы, тела, внутренние движения.

В день, когда я проходил посвящение у своего учителя, было много народу, и одна большая тучная женщина вдруг вскочила и начала с закрытыми глазами бегать по комнате. Представьте, она не наступила ни на одного человека! «Вот видишь, что такое прана! Она не думает, куда бежит, она с закрытыми глазами, она в экстазе – и никого тут не убила», – сказал мне ее супруг, который тоже там находился.

У женщины слезы лились из глаз, она выкрикивала какие-то звуки, которых мы никогда не слышали. Потом своему мужу она сказала, что всё видела со стороны. Несмотря на то, что у нее были закрыты глаза все видела. Вот как действует прана.

[наверх]

 

 

[7]

 

 

Когда физическое тело очищено, оно становятся стабильным. Но пока тело несовершенно, пока в нем есть нечистоты и болезни – оно будет находиться в подвижном состоянии. Это называется «подвижные медитации». Неподвижная медитация не возникнет, если в теле есть несовершенства. Через подвижные состояния прана самым оптимальным образом исцеляет тело. И до тех пор, пока человек не превзошел подвижные состояния, он не может достигнуть неподвижности. Есть книга, называется «Йога Экспириенс». Она была написана моим Учителем в 1977 году. В этой книге Учитель отвечает на пять вопросов своих друзей, духовных братьев. Он описывает весь свой опыт и рассказывает, когда произошли первые спонтанные медитации после посвящения. Он рассказывает, каким образом его тело полностью замерло на 15 минут, и впервые в жизни он столкнулся с тем, что не прилагал никаких усилий, чтобы держать спину ровно и быть неподвижным, а также к тому, чтобы контролировать свой ум. Ум автоматически был под контролем праны. Вот тогда я понял, что означает утверждение в «Хатха-йога-прадипике» – ум контролируется праной. Единственный инструмент, который может контролировать ум, – прана, ничто больше.

Если мы пытаемся контролировать ум, то чем мы его пытаемся контролировать? Правильно, тем же самым умом. Конечно, кто-то скажет: нет, мы ум контролируем разумом. Но это то же самое, что сказать: «Я контролирую ногу рукой». Должна быть другая субстанция, и эта другая субстанция – прана.

Когда физическое тело очищено, возникает стабильность в теле, сознание переходит в ум. Вот тогда начинаются все настоящие медиации, о которых пишут. На этом уровне человек напрямую воспринимает то, что мы называем чакрами, цветами, формами, янтрами. Он входит в себя и видит себя изнутри. Задействованы все чувства: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Этими пятью чувствами, которыми человек воспринимает информацию, он постепенно, центр за центром, начинает воспринимать все то, что описывается в первоисточниках. Не читает в книжке, а получает прямой опыт на этом уровне. Непросто достичь прямого восприятия. Если оно у вас есть, это означает, что вы полностью здоровы, очищены, у вас нет проблем с контролем ума, потому что он уже под контролем праны – так как у вас очень правильный энергетический фон. И вы входите в более глубокое состояние при работе со своим умом.

Йоги очень практичные, они говорят: все поэтапно, по ступенькам. Не разобравшись с физическим телом, никогда не перейдешь на следующий уровень, ментальный. Ментальный уровень – это бездна работы, которая тоже происходит практически спонтанно, как и работа с физическим телом, но уже на уровне ума. Там начинают происходить такие явления, как выход в астральный мир, путешествия в разные точки вселенной. И все это связано с очищением, все возникает спонтанным образом. Поэтому когда йоги говорят о каких-то мирах, пространствах – они говорят не понаслышке, а из своего собственного опыта. И когда у человека ментальное тело оказывается полностью очищено, тогда происходит вхождение в следующую прослойку. Туда, где у человека рождаются причины и самскары, отпечатки в сознании. Эти два уровня называются Самадхи первого этапа.

Я просто хотел, чтобы на сегодняшней лекции у вас сложилось очень четкое и ясное представление о том, каким образом возникает движение в свое «я», от начала до конца. И каким образом это происходит через спонтанную йогу. Через волевую йогу – нет техник вхождения в себя, их просто не существует. Это возможно только через спонтанную практику.

Практика крии-йоги характеризуется тремя аспектами. Эти три аспекта отражены в Йога-Сутрах. Крия-йога и Карма-Йога характеризуются тремя вещами: тапас, савьяя и ишвара пранидхана.

Тапас – это жар, который высвобождается через спонтанные движения в теле. Когда в теле высвобождаются блоки, движение праны становится свободным, и это сопровождается жаром. Тело становится очень горячим. Когда эти же блоки начинают выходить из ментального уровня, случается, что люди оставляют свое тело. Не волнуйтесь, случайно этого не происходит. Есть знание, как это делать на определенном этапе.

«Савьяя» означает изучение писаний, но на самом деле имеется в виду не это. Когда прана отходит от физического тела, человек впервые начинает осознавать свое Я на более глубоком уровне. К нему впервые приходит реальный опыт. Когда возникает состояние Свавьяя, он начинает понимать, что он себя не знает. Он мог давать лекции 30 лет подряд. Но когда этот опыт возникает на практике, то человек понимает, что себя он не знает. Вот это состояние и называется Свавьяя.

Следующее состояние – это Ишвара пранидхана, его переводят как «любовь к Богу», «обожание Бога», «следование за божественным принципом». Ишвара пранидхана означает, что ум следует за праной. Прана – это и есть Ишвара. Ишвара пранитхана означает: я иду за Праной, которая является Богом для меня. Состояние полного безоговорочного отдавания себя пране. Я не знаю, есть Бог или нет, я не знаю, какой он, если он есть. Я ничего этого не знаю. То, что я могу сделать,– это просто отдаться пране и позволить ей делать все то, что здесь должно произойти.

Когда в первоисточниках говорится о том, что Гуру обучит вас всем техникам и таинствам йоги – это означает, что настоящий Гуру обучит вас методу, каким образом отключить ум в пользу праны и как находиться в этом состоянии. И когда вы находитесь в нем, возникают странные вещи в вашей практике. Вы не понимаете, что они из себя представляют и как с этим поступать. Вы приходите к Учителю, говорите ему об этом, а он улыбается и отвечает: «То что ты сейчас сделал, это очень хорошо. Тебя сейчас стала очищать прана. У тебя возникает то-то, то-то и ожидай вот этих и этих этапов». Когда нет должного руководства – могут возникнуть сложности. Но мой Учитель поясняет: «Если ты полностью предан пране и отдаешь себя ей, она никогда не совершит ничего плохого, хотя многие состояния, через которые ты станешь проходить в практике, будут граничить с жизнью и смертью». Поэтому до тех пор, пока человек не научился оставлять контроль своего эго и полностью отдаваться пране, он не может пройти через разные этапы (которых миллионы в практике), прежде чем он достигнет этапа Ишвара пранидхана.

Прохождение всех этих этапов – спонтанно. Учитель не говорит: вот сейчас сделайте то или это, или вот сейчас подтяните анус. Анус сам подтягивается, когда пране нужно идти выше, в сексуальный центр. Когда из сексуального центра прана хочет выйти дальше, то на уровне тела это проявляется в форме удияна-бандхи. Когда прана хочет подняться еще выше и уйти дальше в голову, то возникает джаландхара-бандха, чтобы дать ей такую возможность. Эти бандхи нужны пране для того, чтобы двигаться, а не для того, чтобы, выполня их, вы получили какие-то эффекты. В лучшем случае с вами ничего плохого не произойдет, но и пранического эффекта не будет. Вы можете почувствовать повышение жара в теле (один из благоприятных эффектов при выполнении бандх), но волевым образом пранического эффекта не возникнет.

Волевая практика необходима лишь для того, чтобы появилась связь с праной. Но если прана слабенькая, что вы будете чувствовать? Вот вас вводят в соответствующее состояние... Должно начаться что-то... «Ты что-нибудь чувствуешь?» – «Нет ничего не чувствую». Или вот мы делаем определенное движение, и я говорю: «Прочувствуйте пупок, прочувствуйте что произошло в ладошках...» Некоторые люди честно говорят, что ничего не чувствуют. Это означает, что еще не хватает пранического движения. Его надо усиливать.

Ток праны можно усилить волевым образом, но он не усилится просто так, ни с чего. Поэтому без волевой практики не будет настоящей практики. И никакой грамотный учитель не даст вам так просто посвящение в высшие формы йоги, если вы не подготовили себя должным образом. Но если вы подготовили себя должным образом – учитель хочет дать вам посвящение. Проблема в том, что большинство из нас не подготовлены.

Я хотел вам объяснить, что говорится в первоисточниках. Есть  наука, она называется «Прана Видья» и есть термин «Прана- Прабаля» – усиление праны. Когда происходит усиление тока праны, человек начинает очень хорошо чувствовать ее в себе.

Следующий этап – Прана-Спхурана. Это высвобождение праны из-под контроля ума. Это происходит через науку «Прана-Видья», что в переводе означает «поклонение пране». Говорится, что любая настоящая духовная практика – это поклонение пране, следование за праной. Я спросил как-то Учителя: «А что означает в моем случае Прана-Видья?» Учитель сказал: «Когда прана тебе диктует, что ты должен сейчас пойти и погрузиться в медитацию, высвободившись из-под контроля ума, а ты говоришь: нет, я сейчас лучше почитаю. Это нарушение принципа Прана-Видья, это оскорбление пране». Я спрашиваю: «И что будет?» – «А то, что ты теряешь навык вхождения в это состояние. Тебе нужно будет опять развивать его».

Следующий этап – Шеки. Это наука, как расслабить тело, когда прана уже сильна.

Когда прана высвобождена из-под контроля ума, и тело расслаблено, наступает следующий этап, он  называется «Прана-удхана» – дословно это означает: прана поднимается. Когда тело через процесс Прана-Спхурана очищено, прана полностью овладевает телом и начинает подниматься вверх. Сначала она выходит из живота. О движении праны мы уже говорили: например, когда пране нужно подняться от ног в центр Свадхистаны, происходит мула-бандха, когда пране нужно подняться выше – удияна-бандха, и когда ее надо целиком поднять еще выше – тогда три-бандхи. И прана выходит дальше. Тогда состояние три-бандхи возникает спонтанно. Не думайте, что это так сразу происходит.

Далее возникает четвертое состояние – Прана-Джая, когда прана стабилизируется в районе третьего глаза, в районе Бинду. И становится стабильной в этом месте. Человек осознает свою духовную природу, и  в этом состоянии он входит в первое состояние Самадхи.

Последний этап – Прана-пралая, когда прана отстраняется от физического тела. Это полное отстранение праны от грубых и тонких физических тел. Это момент самореализации. Лая означает разрушение, уничтожение. Когда прана входит в свой источник – изначальное Я, происходит трансформация физического тела и побеждаются первоэлементы. Наступает этап, который известен как "Прана-джая" – человек не умирает. Это означает: он победил в себе первоэлементы: Землю, Воду, Огонь, Воздух, Эфир. Йоги говорят: если кто-то умер – это означает, что он не достиг совершенства.

Для многих понимание этого, к сожалению, достаточно болезненный момент, так как каждый человек хочет считать своего Учителя самым возвышенным, самым совершенным. Когда я пришел к своему Учителю и спросил о его уровне в практике, он мне ответил очень просто: «Если я умру, рано или поздно, то я не достиг совершенства, это все что тебе надо знать».

Я говорю сейчас вам о том, что если человек оставляет свое физическое тело, то есть умирает – это означает, что он не достиг совершенства. Любой йог, не достигший совершенства, в первоисточниках называется йога-бхрашта (падший Йог). Если йог умер, значит он проиграл смерти. Йога – это наука бессмертия. Если человек умирает в этой жизни, значит, что он в следующей жизни продолжит свою Йогу. И в Гите Кришна говорит Арджуне о том: что, если человек сходит с этого пути? Смерть – это схождение с пути. Если человек умирает, не достигнув больших высот, то он выходит на высшие планетные системы, наслаждается там, а потом опять приходит сюда на средние планеты, рождается в благочестивой семье, и у него есть все возможности продолжить практику. Если человек после долгой практики, не достигнув совершенства, уходит, он рождается сразу же в семье йога, продолжает свой путь и заканчивает его в одну из последующих жизней.

Почему Кришна говорит так в Гите? По одной простой причине: когда вы выходите на определенный уровень, у вас есть полное знание прошлого, настоящего и будущего, знание пространства. На этом уровне вы знаете, что происходит во вселенной. И вы знаете, какое рождение, в каком месте будет для вас самым оптимальным – и вы туда входите. Вы знаете, в каком моменте выйти и в каком войти. Поэтому, объясняется в Гите, если после продолжительной практики йог сходит со своего пути, то он сразу же рождается в достойной семье по своему выбору и продолжает путь.

Сейчас я вам схематично описал, как объясняется наука Прана-Видья в первоисточниках.

 

Вопрос из зала: Расскажите поподробнее, что такое пранотхана (Прана-Утхана)?

Ответ: Когда собранная в теле прана высовободжается, непроизвольно возникают спонтанные движения, в результате чего происходит движение праны вверх. На определенном этапе пранотханы возникает пробуждение Кундалини. Я всегда смеюсь, когда люди говорят, что у них пробудилась Кундалини. Ну то есть я очень тактично спрашиваю, по каким признакам они это поняли. И когда люди рассказывают о признаках, становится понятно, что у них еще не было пранотханы. Врядли у человека в таком случае правильное понимание темы о пробуждении Кундалини. Зачастую люди думают, что пробуждение Кундалини – поднятие тепла по позвоночному столбу. На самом деле это обычный пранический эффект, который должен у вас происходить каждый день на практике. Прана должна сделать от 5 до 7 полных циклов. От больших пальцев ног к голове и обратно. Раз цикл, два... Вы можете чувствовать движение праны во время этих циклов. Когда вы приходите заниматься ко мне на практику, я всегда стараюсь, чтобы это у вас было. Но многие люди интерпретируют это как пробуждение Кундалини.

 

Спасибо.

 

 

[наверх]

 

 

Скоро новые лекции. Следите за новостями!

 

Подписаться на новости

info@1yog.ru            +7(926) 667-78-66