Первая часть лекции "Тонкости Медитации", Москва 2014. Сергей Сидоренко [вторая часть]
[1]
Сегодня у нас будет очень интересная лекция – про медитацию и ее тонкости. Мы с вами посмотрим, что такое медитация с позиции Йога-сутр – в полной мере, что это такое. После этого мы с вами рассмотрим, что мы можем делать на своем уровне и каким образом усилить этот эффект, и в каком случае эффект не будет усиливаться. Сегодня у нас будет достаточно значимая теоретическая часть.
Хорошо, если мы с вами сможем ее понять.
Очень много людей пытается медитировать, экспериментировать, в принципе в этом нет ничего плохого. Единственный маленький нюанс – когда человек начина медитировать он ожидает результата, а результат не приходит.
То есть у каждого человека сначала всегда будет какой-то результат, большой или маленький, вне зависимости от того, какой медитацией он занимается. Но когда он продолжает медитировать, результат становиться уже не такой сильный, как раньше, или вообще пропадает. Что тогда происходит? Теряется энтузиазм, и на подкорке откладывается ощущение: я медитировал, был какой-то хороший эффект, но в принципе мне это не нужно. Не то чтобы не нужно, а просто-напросто я это перерос, я это прошел, мне это больше не интересно. Если человек не понимает тему медитации, то вряд ли он сможет регулярно, стабильно развиваться в этом отношении. Он читает книги, которые дают ему очень много рекомендаций: если ты будешь регулярно делать так-то, то будешь получать то-то и то-то. Он регулярно делает, а получать не получает. И он, конечно же, понимает, что что-то не совсем все сходится.
Но когда приходит понимание, что такое медитация в полной мере, то у некоторых людей вдруг возникает желание заплатить цену за такую медитацию. И когда такое решение принято, то это знание становится весьма значимым и существенным.
В Йога-сутрах есть очень интересный стих, который звучит следующим образом:
- Болезнь
- Апатия
- Сомнение
- Невнимательность
- Лень
- Невоздержание
- Ложное восприятие
- Неспособность в достижении какой-либо ступени сосредоточения
- Отсутствие стабильности при сосредоточении –
Эти девять отвлечений сознания и есть суть препятствия.
Дело в том, что до тех пор, пока эти препятствия присутствуют в сознании, человек не способен медитировать, это мы с вами должны знать как дважды два. То есть до тех пор, пока есть препятствия, медитации как таковой нет. Медитация начинается тогда, когда эти препятствия отступают. Это первое, что мы должны понять.
И так, давайте рассмотрим препятствия чуть более широко, чтобы реалистичнее понимать, что это такое.
Итак, болезни. Вопрос:
– Кто из вас сейчас болеет?
Ответ:
– Я не только болею, я еще и умираю.
– Вот! Глубже сказать невозможно!
То есть до тех пор, пока человек умирает, это фактически означает, что он больной. Если ты перестал быть больным, то ты не умираешь. Если у нас нету кашля, температуры – это не означает еще, что мы не болеем. Есть более легкое определение, что такое здоровье. Это когда в теле нет нечистот. Тело продолжает загибаться, но в нем нет нечистот. Иначе говоря, все три доши в полном равновесии вместе с семью тканями (по аюрведе). Или, с другой стороны, если в теле нет никакой субстанции, которая может вызвать заболевание. И поскольку тело чистое, иммунитет очень сильный. Даже если попадет какая-то бактерия, зараза, то человек не заболеет. У него тело полностью чистое. Каков критерий того, что тело полностью чистое, мы с вами рассмотрим чуть позже.
Далее, когда у человека тело полностью чистое, возникает этап очищения на тонком уровне. И тут снова возникают болезни. Представьте себе, вы осознаете, что ваше тело лишено болезней на физическом плане, но когда практика выходит на более глубокий план, еще до медитации - вы снова начинаете болеть.
Учитель моего учителя Свами Крипалвананда объясняет, что когда у человека начинается практика уже в серединном канале, который называется сушумна, то у него где-то раз в полторы-две недели будет появляться простуда, начнут течь сопли, болеть горло. Температура будет повышаться, причем ненадолго, на полдня, максимум на день, но тем не менее. Есть много других моментов, которые йоги не комментируют, чтобы не пугать нас, но болезни приходят, когда человек уже стал, казалось бы, физически полностью здоровым. Так вот, на разных этапах развития оказывается, что болезни есть не только на уровне физического тела. Есть болезни разных ментальных отпечатков в сознании, которые как бы вживлены в наше тонкое тело. И когда происходит процесс очищения и развития, эти болезни выходят на передний план. Конечно же, хорошая диета и правильный распорядок дня помогут нам не болеть. Это факт. И многие люди говорят: чтобы не болеть нужно правильно кушать, соблюдать режим бодрствования и сна, ну и делать какие-нибудь упражнения. Таким образом, у вас будет хорошее здоровье и вы преодолеете эти препятствия. Но это, конечно, не так. Правильно кушать –это другое. В Йоге это называется «митахара». Распорядок дня – это «диначарья» или «ритамбара». Но если мы говорим про заболевания, то они будут проявляться вплоть до появления медитации. То есть пока не произойдет достаточно серьезного очищения на уровне физического и тонкого тела, болезнь не отступит. И эта болезнь является препятствием.
Все болезни, и в физическом, и в тонком теле, являются причиной беспокойного сознания. То есть признаком того, что у человека нет болезней, является что? Спокойствие сознания. Поэтому Патанджали перечисляет болезнь среди препятствий.
Следующее препятствие – это апатия.
[2]
Продолжение следует. Следите за новостями!
info@1yog.ru +7(926) 667-78-66